Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что существенным значением в аспекте защиты конституционных прав обладает судебная власть, в рамках которой особого внимания заслуживает конституционное правосудие, которое осуществляется посредством конституционного органа. Юридическая литература на современном этапе не имеет комплексных исследований по систематизации и классификации функций рассматриваемого органа.
Правовая основа деятельности Конституционного Суда Российской Федерации подвергалась корректировке неоднократно, однако далеко не все изменения обсуждались юридическим сообществом столь эмоционально, как последние новеллы в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», конкретизировавшие положения соответствующих конституционных поправок 2020 года.
Изменения в статусе Конституционного Суда Российской Федерации были реализованы стремительно, путем преобразования актов различной юридической природы: Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Регламента Конституционного Суда Российской Федерации.
К наиболее существенным можно отнести семь преобразований, которые условно делятся на три группы. Первая группа (изменения в компетенции Суда) включает в себя: 1) институт предварительного конституционного контроля по запросу Президента РФ; 2) институт оценки возможности исполнения решений межгосударственных органов. Вторая группа – процедурные изменения: 3) требование исчерпания «всех других внутригосударственных средств судебной защиты» для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации; 4) запрет на публикацию особых мнений судей Конституционного Суда Российской Федерации; 5) исключение института amicus curiae из Регламента Суда. К третьей группе (изменения в статусе судей) относятся: 6) возможность отрешения от должности судей Конституционного Суда Российской Федерации Советом Федерации по представлению Президента РФ; 7) сокращение числа судей Конституционного Суда Российской Федерации с 19 до 11.
Данные изменения и обусловили актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в судопроизводстве, осуществляемом Конституционным Судом Российской Федерации.
Предметом исследования выступает процессуальная деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель исследования – аналитическое изучение различных аспектов процессуальной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть понятие, сущность и принципы конституционного судопроизводства в правовой системе России; проанализировать доктринальный и законодательный аспекты оснований конституционного судебного процесса в Российской Федерации; охарактеризовать стадии конституционного процесса; исследовать организационные формы конституционного судопроизводства.
Методология и методы исследования. В процессе исследования применялся комплексный подход к рассмотрению изучаемых проблем. В ходе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический, формально-логический, системный, методы анализа и синтеза.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ; международные правовые акты; федеральные конституционные законы; акты Конституционного Суда РФ.
Теоретическую базу исследования составили работы З.Х. Азангуловой, Н.Д. Бойко, Н.В. Витрука, В.В. Долинской, И.А. Конюховой, П.П. Ланга, А.Ю. Мохова, А.Ю. Олимпиева, А.Ю. Усова, Т.Я. Хабриевой и др.
Структура работы обусловлена поставленными цель и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятие, сущность и принципы конституционного судопроизводства в правовой системе России
Судебная власть представляет собой одну из разновидностей государственной власти, существующей напряду с властью законодательной и исполнительной, и является от них полностью независимой. Согласно ст. 10 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» , «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти». Судебная власть в Российской Федерации олицетворяют суды, осуществляющие правосудие. Ст. 118 Конституции РФ определяет, что правосудие осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Высшими органами судебной власти в настоящее время являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, полномочия и порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
По мнению ученых, основной целью любого судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного) является – разрешения конфликтов между государством и гражданами, между гражданами, юридическими лицами, а так же контроля за соблюдением прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами, контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний .
Во всей системе судопроизводства особое место отводится конституционному судопроизводству, реализация которого осуществляется Конституционным Судом. Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в системе судопроизводства Российской Федерации, является органом конституционного контроля и независимо осуществляет свою власть посредством конституционного судопроизводства. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» ).
По мнению Н.В. Витрука «защита прав граждан в ходе конституционного судопроизводства является важным механизмом, способствующим реализации прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации» . Становления конституционного судопроизводства в нынешнем виде проходило в несколько этапов и основу современного судопроизводства составляет Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Остановимся на понятии конституционного судопроизводства, исследование которого дает возможность понять природу конституционного судопроизводства его сущностные черты, место в механизме судопроизводства и роль в обществе, раскрыть ее связи с другими видами судопроизводства, оценить уровень осуществляемой Конституционным судом РФ судебной власти юридической защиты.
По мнению Т.Я. Хабриевой под конституционным судопроизводством понимается «деятельность органов конституционной юстиции по рассмотрению и разрешению вопросов прямо закрепленных Конституцией РФ и конституционным законодательством и отнесенных к компетенции названных органов конституциями и уставами» . Довольно интересную позицию высказывает И.А. Конюхова, которая «конституционное судопроизводство отождествляет с конституционным процесс», что «составляет совокупность сознательных преобразований, политических и законодательных решений, направленных на развитие конституционного строя» .
Вполне не без основательной можно считать позицию Н.С. Бондаря в отношении конституционного судопроизводства. Он отмечает, «конституционный процесс или конституционное судопроизводство, представляет собой урегулированную конституционно-правовыми нормами определенную последовательную деятельность в сфере устройства и функционирования института судебного разбирательства в области защиты прав человека и гражданина, государственного строительства и иных видов процессов и процедур» .
А.Ю. Мохов отмечает: «понятие судопроизводства, и конституционного судопроизводства в частности, является дискуссионным, поскольку дискуссионными остаются более общие вопросы о понятии юридического процесса и его соотношении с понятием юридической процедуры», при этом добавляет, что «сущностной основой конституционного процесса (в ее понимании это и есть конституционное судопроизводство) следует связывать со специальной реализацией, через институт конституционной юстиции» .
Необходимо обратить внимание, что понятие конституционного судопроизводства считается производным понятием от понятия судебной власти, в связи с чем хотелось обратится к анализу научных подходов сущности судебной власти в реализации судопроизводства. Довольно интересную позицию высказывает Г.С. Хубецов, который определяет сущность судебную власть в виде реализуемых посредством судопроизводства особых государственно-властных отношений между судом и иными субъектами права, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения правовых конфликтов, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, и определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного .
И.Н. Колпаков, аргументируя столь многогранную функциональность Конституционного Суда РФ в рамках российской правовой системы пишет, что именно этот орган «даёт общеобязательное, нормативное толкование Конституции, прекращает действие признанных им несоответствующими Конституции нормативных актов или не допускает их вступления в силу (нератифицированный договор РФ) либо, признавая закон не противоречащим Конституции, даёт толкование (путём выявления его конституционно-правового смысла), которое служит непременным условием его конституционности, и имеет, стало быть, нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции» .
Однако именно подобный «особый» статус Конституционного Суда РФ позволяет рассуждать о том, является ли данный орган собственно органом правосудия – судом, или же представляет собой квазисудебный орган, осуществляющий в первую очередь контроль, а не отправляет правосудие. Анализ законодательства даёт однозначный вывод о системном положении Конституционного Суда РФ. Так, согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд РФ является неотделимой частью системы судов Российской Федерации, характеризующейся своим единством.
Под конституционным судопроизводством необходимо понимать определенные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда РФ порядок и процедуру рассмотрения и решения дел и вопросов, которые принадлежат непосредственно к компетенции Конституционного Суда РФ. Конституционное судопроизводство базируется на устоявшихся демократических принципах и имеет определенные особенности.
К принципам конституционного судопроизводства относятся:
– принцип «конституционной законности», который непосредственно отражен в ч. 2 ст. 4, ст.15 Конституции Российской Федерации и выражается в подчинение Конституционного Суда Российской Федерации нормам Конституции Российской Федерации, при этом призван сам проверять законы (нормативные правовые акты) на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. – 1999. – Выпуск № 22-23.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
5. Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 45. – Ст. 5742.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
7. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
8. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 28.01.2021). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13034/ (дата обращения: 23.11.2021).
9. Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2017 «О внесении изменений в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2017 г. «О внесении изменений в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации» (дата обращения: 23.11.2021).
10. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 № 1835-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куроптева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-29092016-n-1835-o/ (дата обращения: 23.11.2021).
11. Азангулова З.Х. Конституционное судопроизводство в эволюционной динамике // Инновационная наука. – 2021. – № 9-2. – С. 52-54.
12. Бойко Н.Д. Особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сравнении с иными видами судопроизводства в России // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск, 2020. – С. 374-377.
13. Бондарь Н.С. Конституционный Суд – это больше, чем суд! // Петербургский юрист. – 2016. – № 1. – С. 6-12.
14. Брежнев О.В. Реформа российского конституционного судопроизводства 2020г.: проблемы и тенденции // Российский судья. – 2021. – № 8. – С. 49-53.
15. Бутурлина Е.С., Гончаров В.В. Конституционный Суд и конституционное судопроизводство. Для обучающихся юридических ВУЗов и факультетов. – М.: Институт проблем глобализации, 2020. – 61 с.
16. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 591 с.
17. Долинская В.В. Понятие и классификации юридических фактов: очерк систематизации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 4. – С. 91-103.
18. Колпаков И.Н. Конституционное судопроизводство как способ реализации социальной справедливости // Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Московский гуманитарный университет, 2017. – С. 238-242.
19. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
20. Ланг П.П. Конституционное судопроизводство в России: перспективы развития // Гражданско-правовая культура России: прошлое и настоящее: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск, 2020. – С. 107-110.
21. Левин В.В. Особенности конституционно-правовой модели судопроизводства в Российской Федерации // Социология и право. – 2021. – № 3 (53). – С. 99-106.
22. Маринова С.Ш., Яворская С.А. Особенности конституционного судопроизводства в Российской Федерации: анализ законодательства и практики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 5. – С. 235-238.
23. Мохов А.Ю. Конституционный контроль и конституционное судопроизводство: к содержанию понятий // Правовая позиция. – 2021. – № 7 (19). – С. 5-12.
24. Олимпиев А.Ю. К вопросу об основах конституционного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 135-137.
25. Перевалова А.В., Потапова О.Н. Конституционная жалоба как гарантия прав и свобод граждан в рамках конституционного судопроизводства РФ // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 25-29.
26. Сафаров Д.С. Постановление Конституционного Суда и их виды // Государствоведение и права человека. – 2017. – № 2 (06). – С. 24-26.
27. Светлова Т. AMICUS CURIAE в регламенте Конституционного Суда Российской Федерации // Эж-Юрист. – 2017. – № 48. – С. 10.
28. Трифонов О.Н. Система и виды основных конституционных принципов судопроизводства в Российской Федерации // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 18. – С. 163-167.
29. Тхабисимова Л.А., Тлехатук А.К. Конституционное судопроизводство Российской Федерации как особый вид в сфере защиты прав и свобод граждан // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 12. – С. 61-71.
30. Усов А.Ю. Теоретические основы конституционного судопроизводства в Российской Федерации. – Иркутск, 2020. – 159 с.
31. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. – М: Наука РАН, 2016. – 320 с.
32. Харитонова О.Н., Попанова А.А. Конституционное судопроизводство в России: история и современность // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 3 (195). – С. 127-128.
33. Хубецов Г.С. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации: понятие, признаки и принципы осуществления // Стабильность и динамизм Российской Конституции. Материалы ХII Международного Конституционного Форума, посвященного 15-летию возрождения юридического факультета СГУ имени Н.Г.: сборник научных статей. – Саратов, 2021. – С. 232-240.
34. Чеминава К.З. Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (363). – С. 313-316.
35. Щербачева Л.В. Конституционное судебное заседание // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2019. – № 4. – С. 89-92.
36. Щербачева Л.В. Предварительное судебное разбирательство в Конституционном Суде Российской Федерации // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2020. – № 1. – С. 100-104.